Содержание:

Болезнь Кёнига (рассекающий остеохондрит) – повреждение субхондральной (расположенной под хрящом) кости внутреннего, значительно реже – наружного мыщелка бедра. Патология повышает риск артроза коленного сустава и развития его нестабильности. При болезни Кёнига повреждается не только кость, но и гиалиновый хрящ. Эта структура колена не способна к самостоятельному восстановлению, поэтому пациенты с рассекающим остеохондритом самостоятельно не выздоравливают, им всегда требуется лечение.

Что такое болезнь Кёнига

Рассекающий остеохондрит – болезнь неясного происхождения, при которой часть костной и хрящевой ткани отмирает. Затем она отслаивается и полностью отделяется от мыщелка бедра, проникая внутрь сустава и блокируя движения.

Впервые располагающиеся внутри колена костно-хрящевые тела описаны в 1870 году. В 1888 году Франц Кёниг предположил, что их возникновение может быть связано с тремя механизмами:

  • сильная травма с переломом внутрисуставной кости и отрывом хряща;
  • слабая травма, которая повлекла за собой отмирание субхондральной кости;
  • спонтанное образование внутрисуставных тел без явной причины.

Именно третий случай был определен Кёнингом как рассекающий остеохондроз. Позже этот термин заменили: теперь патологию называют рассекающий остеохондрит.

Коленный сустав человека образован тремя костями: бедренной, большеберцовой и надколенником, который в народе называют коленной чашечкой. Нижняя часть бедренной и верхняя часть большеберцовой кости имеют по два выступа – мыщелка. Именно они образуют суставные поверхности колена. Ещё одно место контакта – бедренная кость с надколенником.

unrecognisable-player-applying-bandage-on-knee_23-2148393916-1.jpg

unrecognisable-player-applying-bandage-on-knee_23-2148393916-1.jpg

При развитии рассекающего остеохондрита в 85% случаев поражается медиальный мыщелок бедренной кости, в 10% – латеральный. Ещё в 5% случаев повреждается надколенник, но эта форма рассекающего остеохондрита называется болезнью Левена.

Поврежденный хрящ и кость у взрослых людей сами по себе не восстанавливаются. Это возможно только у детей. У них скелет сформирован не полностью, поэтому прогноз заболевания лучше. Иногда длительное ограничение нагрузки на конечность обеспечивает регенерацию тканей, и заболевание проходит даже без операции. У остальных пациентов консервативная терапия имеет только вспомогательное значение, а для получения долговременных результатов требуется операция.

Причины патологии

Заболевание впервые описано в XIX веке, но определить её причины до сих пор не удалось. Есть несколько теорий, которые пытаются объяснить происхождение болезни Кёнига. Самая популярная из них утверждает, что развитие асептического некроза гиалинового хряща и прилегающей части подхрящевой кости связано с хроническим воспалением.

 Другие вероятные механизмы:

  • генетика;
  • ишемия (недостаточность кровоснабжения);
  • острая травма;
  • длительная микротравматизация;
  • недостаточно плотная кость под хрящом.

Обычно первой отмирает именно кость. Затем зона некроза увеличивается с поражением гиалинового хряща. Зона некроза часто отделяется от остальной части мыщелка бедренной кости. Если пациент продолжает нагружать коленный сустав, то отмершая ткань нередко вываливается в суставную полость. В результате происходит блокада сустава.

Чаще патология развивается в молодом возрасте – от 15 до 40 лет, но может начаться и позже. Риск выше при занятиях спортом.

Болезнь встречается редко, на неё приходится только 1% от всей патологии коленного сустава. В 25% случаев поражение колена двустороннее.

Симптомы

Основные жалобы пациентов с рассекающим остеохондритом колена:

  • боль в суставе при осевой нагрузке на нижнюю конечность;
  • хромота, обычно умеренная.

В отличие от классического воспаления сустава, отека, покраснения и выпота нет. Движения в суставе не ограничены. Исключение составляют случаи выпадения фрагментов хрящей и костей в суставную полость. В таком случае они периодически блокируют колено.

Другие симптомы болезни Кёнига, которые помогают врачу заподозрить эту патологию:

  • максимальное сгибание ноги в колене вызывает боль, так как суставная капсула или мыщелки большеберцовой кости в этом положении давят на зону некроза бедренной кости;
  • пальпация в области мыщелков бедра резко болезненна.

Диагностика

Для подтверждения и уточнения диагноза требуются инструментальные исследования.

medical-massage-at-the-leg-in-a-physiotherapy-center_1139-1214-1.jpg

medical-massage-at-the-leg-in-a-physiotherapy-center_1139-1214-1.jpg

Рентгенография – проводится в передне-задней и боковой проекциях. Хотя рентген – самое частое исследование при подозрении на Болезнь Кёнига, но оно не всегда информативное. Даже полнослойные дефекты гиалинового хряща могут не отображаться на снимках. Однако бедренная кость обычно отображается хорошо. При рассекающем остеохондрите врач видит участок просветления возле коленного сустава. При этом трабекулярная структура кости сохранена. Часто визуализируется некротический участок в виде тонкой полоски. В начальной стадии заболевания контур мыщелка бедра сохранен, но по мере прогрессирования патологии могут появляться дефекты. 

Рентгенологические стадии рассекающего остеохондрита:

  • 1 – очаг некроза;
  • 2 – расслоение;
  • 3 – неполное отделение некротического фрагмента;
  • 4 – полное отделение фрагмента.

МРТ – самое точное неинвазивное исследование. Методика позволяет визуализировать гиалиновый хрящ, оценить состояние подхрящевой кости и мягких тканей. Наиболее достоверные результаты получают при проведении МРТ с контрастированием.

Артроскопия – ещё более точный, но инвазивный метод диагностики, поэтому используется редко. Врач делает разрез на колене и вводит трубку с видеокамерой, чтобы осмотреть сустав изнутри. С диагностической целью артроскопию делают только при недостаточной информативности МРТ или непосредственно перед лечением патологии.

По классификации International Cartilage Repair Sociaty выделяют 4 артроскопические стадии заболевания:

  • 1 – размягчение гиалинового хряща;
  • 2 – частичное отделение хряща;
  • 3 – нарушение непрерывности хряща;
  • 4 – образование свободных фрагментов.

Консервативная терапия

Консервативное лечение не может вылечить болезнь, так как разрушенный хрящ регенерирует очень плохо. Но терапия помогает уменьшить симптомы и повысить качество жизни. Она может отсрочить потребность в хирургическом лечении, а также применяется после операции для улучшения её результатов.

Варианты консервативной терапии:

  • ограничение активности пациента, разгрузка ортезом или иммобилизация от 1 до 6 месяцев (эффективно только у молодых пациентов с дефектами хряща в ненагружаемой зоне);
  • прием нестероидных противовоспалительных средств;
  • введение в коленный сустав гиалуроната, обогащенной тромбоцитами плазмы, стволовых клеток;
  • физиотерапия;
  • ударно-волновая терапия;
  • лечебная физкультура.

В последние годы врачи всё чаще предпочитают сразу приступить к хирургическому лечению рассекающего остеохондрита, без попыток консервативной терапии. Это связано с тем, что на ранних стадиях, пока дефекты хрящевой и костной ткани небольшие, операции приносят лучшие результаты. К тому же, консервативные методики влияют только на симптомы. Они не способны не только вылечить, но даже замедлить развитие заболевания.

Рассчитывать на долговременные результаты консервативной терапии можно только у детей. Иногда полное отсутствие нагрузки на конечность создает условия для восстановления хряща и расположенной под ним кости. Но при отсутствии положительной динамики в течение 3 месяцев пациентов оперируют.

Успех консервативной терапии болезни Кёнига у детей в разных исследованиях составляет от 50% до 94%. Чем младше ребенок, тем лучше прогноз. Обычно накладывают гипс, и периодически делают рентген, чтобы оценить динамику. Если она положительная, то во второй фазе после удаления гипсовой повязки показано ношение брейсов и ограничение физической активности ребенка. Рентгенографию делают через каждые полтора-два месяца, а нагрузку постепенно повышают. В среднем у 2 из 3 детей при таком подходе достигаются хорошие результаты лечения через 6 месяцев.

Хирургическое лечение

При болезни Кёнига проводятся такие хирургические операции:

Клиника доктора Глазкова. Лечение коленного и плечевого сустава.

Клиника доктора Глазкова. Лечение коленного и плечевого сустава.

Дебридмент – «очищение» сустава. Впервые метод использован в 1935 году. Сегодня эту операцию делают артроскопическим методом. Врач промывает суставную полость, удаляет остатки поврежденного хряща, выполняет кюретаж и шейвирование (механическую обработку). В итоге наступает клиническое улучшение. Насколько долго оно сохраняется, зависит от тяжести заболевания. По результатам исследований Jackson, процедура эффективна в 88% случаев, но через 3 года только у 35% всё ещё сохраняется хороший эффект от операции. Поэтому в последние годы популярность артроскопического дебридмента уменьшается.

Абразивная артропластика – удаление поврежденных участков гиалинового хряща. Методика используется с 1980-х годов. Сегодня эта операция выполняется малоинвазивным артроскопическим методом. Суть лечения: врач удаляет поврежденный гиалиновый хрящ и захватывает поверхностный участок субхондральной кости. В итоге образуется фибриновый сгусток – по сути, рубец. Несмотря на хорошие ближайшие результаты, эта операция не получила широкого распространения. Соединительная ткань, которая формируется на месте удаленного хряща, не может полноценно выполнять его функции и не выдерживает значительных нагрузок. Она быстро повреждается, и симптомы возвращаются спустя короткое время.

Субхондральная туннелизация – просверливание дефекта гиалинового хряща и субхондральной кости. Методика впервые предложена ещё в 1956 году, но сегодня применяется редко. После просверливания отверстия в полость сустава выходит кровь с факторами роста, которые стимулируют регенерацию гиалинового хряща. Однако сформированный регенерат состоит большей частью из фиброзной (рубцовой) ткани, и содержит лишь небольшое количество хрящевых клеток. Он быстро «изнашивается». К тому же, при сверлении возникает ожог тканей и пристеночный некроз. 

Микрофрактурирование – более продвинутый аналог туннелизации. Работает за счет тех же механизмов, но с меньшим количеством недостатков. Эта операция впервые предложена Steadman в 1997 году. Суть процедуры состоит в создании множественных микропереломов по 3-4 на 1 квадратный сантиметр, которые распространяются на глубину до 0,5 см. Глубину увеличивают до появления крови. Крупное исследование с участием 200 пациентов показало, что 75% пациентов имеют хорошие результаты даже спустя 5 лет после этой операции. Процедура эффективнее в возрасте до 40 лет. Но недостатки у операции всё те же: рубец полноценно не заменит хрящ, и через несколько лет он растворяется.

Мозаичная аутохондропластика – один из основных методов хирургического лечения болезни Кёнига, который часто используется ортопедами. Суть лечения: из ненагружаемых участков коленного сустава вырезают цилиндрические фрагменты хрящей и подсаживают их в зону дефекта. Через 5 лет после операции хороший эффект сохраняется у 60% пациентов. Лучшие результаты процедуры достигаются у молодых людей, при размере дефектов до 4 квадратных сантиметров. Операция не лишена недостатков: у некоторых пациентов наблюдается боль в области забора донорского хряща. Кроме того, мозаичная аутохондропластика не может закрыть больших дефектов гиалинового хряща.

Имплантация аутологичных хондроцитов (ACI) – пересадка выращенных в лаборатории хрящей. Методика сложная, длительная, но обеспечивает хорошие отдаленные результаты и не требует дополнительной травмы донорского места. Впервые методика использована в 1993 году. Этапы лечения при выполнении оригинальной процедуры:

  1. Артроскопическая операция по забору фрагментов хрящевой ткани.
  2. Культивирование хрящевых клеток в лаборатории для наращивания их количества. Этот этап занимает полтора месяца.
  3. Вторая операция – очищение полости сустава (дебридмент) и заполнение дефектов хондроцитами. Затем дефект закрывают надкостницей, которую берут из большеберцовой кости пациента.

Лучшие результаты получают пациенты младше 50 лет, с небольшими дефектами гиалинового хряща – от 2 до 4 квадратных сантиметров. Закрыть можно дефекты до 6 мм.

Матрикс-индуцированная имплантация аутологичных хондроцитов (AMIC) – инновационная методика, улучшенный вариант ACI, применяющийся с 2012 года. Врачи-ортопеды начали использовать специальную матрицу. Она представляет собой мембрану, с одной стороны которой находятся хрящевые клетки. Другая сторона плотная, для герметичного закрытия дефекта. Она не растягивается и не содержит пор. Мембрану фиксируют фибриновым клеем. Матрица обеспечивает равномерное распределение хондроцитов в зоне дефекта.

В регистре регенерации хряща по результатам лечения 891 пациентов с использованием этого метода зафиксировано 86% хороших и отличных результатов. Частота неудач через 2 года – 6%, риск осложнений – 12,6%, и почти 10% пациентам требуется ревизионная операция на коленном суставе. Возможно, новые методы пересадки аутологичных хондроцитов имеют преимущества перед старыми, но пока что они исключительно теоретические. Убедительных доказательств превосходства AMIC над «обычной» ACI ещё не получено.

Другие типы или этапы хирургических вмешательств, которые могут потребоваться пациентам:

  • повторная фиксация костно-хрящевого фрагмента, отделившегося от мыщелка бедра;
  • удаление фрагмента из коленного сустава;
  • трансплантация аллотрансплантата – замещение дефекта донорским остеопластическим материалом, может использоваться даже при крупных дефектах.

Лечение болезни Кёнига – сложное и длительное, в основном хирургическое. Современные операции обеспечивают долговременное улучшение. Большинство вмешательств минимально травматичные, так как выполняются с помощью артроскопии. Качественное и своевременное лечение позволит избавиться от боли в суставе, предотвратить артроз и избежать операции по эндопротезированию коленного сустава.


Услуги нашей клиники по данному направлению:
Видеоотзывы пациентов
Операция резекции левого мениска
У меня уже была подобная операция более 15 лет назад. Тогда я более 10 дней ходил на костылях. Ну, а сегодня я хожу, работаю!
Ударно - волновая терапия
За месяц терапии, значительно улучшилось состояние, практически исчез болевой синдром. Я оставила трость - сняла ортез.
Операция по восстановлению передней крестообразной связки
К концу года я снова встала на лыжи. Мне очень нравится, что я могу бегать, прыгать. Большое удовольствие получаю!
Операция на поврежденном мениске и инъекции гиагуроновой кислоты
Семь схваток за эти две тренировки, в полную силу, не чувствовал никаких ограничений.
Инъекция гиалуроновой кислоты
Раньше не могла даже подниматься по ступенькам - болело очень сильно колено. Сейчас уже замечательно
Инъекция гиалуроновой кислоты
Я чувствую себя очень хорошо! Я начала опять заниматься в зале. Все комфортно и я рада, что нашла своего врача.
Артроскопия коленного сустава
Сейчас я честно говоря, забываю, что я была на операции
Инъекция гиалуроновой кислоты
Буквально через 2-3 недели после уколов и на протяжении 7 месяцев после все прекрасно!
Высокий рейтинг на независимых порталах
подтверждает доверие наших клиентов
Лицензии и сертификаты
В данном блоке, вы можете ознакомиться с медицинскими лицензиями клиники
Отзывы
Отзывы это способ общения между пациентом получившим услугу и нашей клиникой. Мы будем Вам безмерно признательны, если вы не будете забывать оценивать работу наших врачей, а мы в свою очередь будем очень сильно стараться, что бы Вы были всем довольны.
Нам доверяют
У нас нет красивых фото до-после, потому что проблемы со связками и суставами часто внешне не видны. Но у нас есть отзывы и благодарности наших пациентов и мы можем рассказать их истории.Показать все
Алексей Лундин
Заслуженный артист РФ, ведущий солист коллективов «Моцарт-квартет» и «Виртуозы Москвы“

“ Ты никогда не готов к тому, что твоя жизнь резко изменится. И кроме физической боли ты испытываешь еще тяжелую моральную травму. Я – музыкант. Любое выступление для меня – это огромная ответственность. Когда я получил травму, первое время я просто растерялся. Я не знал, что делать и к кому обращаться. Я благодарен судьбе, что существуют настоящие профессионалы. И один из них - это Юрий Глазков! Я рад, что он стал не только моим лечащим врачом, но и настоящим другом. Спасибо за блестяще проведенную операцию! ”

Кобец Евгения
Персональный тренер
Знаете, я всегда тщательно отбираю специалистов и ещё потом некоторое время думаю… Выбрала и не ошиблась. Это была Клиника Доктора Глазкова Ю.К. Спасибо Юрию @doctor_po_sustavam за правильную расшифровку моих снимков и за объяснения, как дальше действовать!
Владислав Ильич
Врач-стоматолог, владелец и главный врач Клиники "доктора Учителя"

Юра вернул меня в профессию. “Я работаю стоматологом более 40 лет. 3 года назад я получил травму, в результате которой потерял функцию правой руки. Я не мог продолжать работать - и это была катастрофа!
Доктор Глазков спас меня, проведя сложнейшую операцию на сухожилиях плеча и восстановив мою руку. Я снова вернулся в профессию

Алексей Башлыков
Первый вице-президент Западно- Российской Организации Киокушинкай Каратэ-до

“ Любой профессиональный спорт всегда связан с травмами. И каратэ не исключение. Растяжения, переломы, порванные связки – это то, с чем приходится сталкиваться спортсменам. Наш главный травматолог Юрий Глазков не только супер профессионал, но и прекрасный человек! Его любят и уважают все наши ребята! Всегда на позитиве, находит подход к каждому. Спасибо от всех нас! ”

Мы используем cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять
Наверх